Хомутова Мария Эдуардовна, учитель-логопед, МБДОУ д/с № 88 г.Белгорода

Игра как средство развития речи у дошкольников

 В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Сюжетно – ролевая игра.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".

Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Изначально следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу. Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, демонстрируются образцы и речевого, и игрового поведения.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, взрослый дает качественную оценку действию ("Я глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко", обращает внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.).. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры: "День рождения куклы", где дети танцуют и поют; "Поезд", ребёнок  — пассажир и на остановках он что-то рассматривает, собирает. В игре "Магазин игрушек" ребенок, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца".

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Дидактические игры

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.

В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как петушок кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто, как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например "Воробушки и автомобиль". Взрослому следует вызывать звукоподражания: "пи-пи-пи" — кричат воробушки, "би-би-би" — гудит автомобиль.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

24 ноября 2024 в 15:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.